Цифровые технологии в корне меняют наш мир, становясь его значительной частью. К 2020, согласно различным прогнозам, 25% мировой экономики будет цифровой, а оборот мировой розничной интернет-торговли составит $4 трлн.
Такое стремительное развитие интернет-отрасли требует постоянного притока квалифицированных IT-кадров. Поэтому стоит прислушаться к мнению генерального директора Apple Тима Кука, советующего учить не английский, а один из языков программирования, который поможет объясниться с 7 млрд жителей планеты.
В нашей стране интерес к программированию и IT-технологиям только начинает расти, хотя процессы диджитализации экономики Казахстана идут уже несколько лет. При этом существует ряд проблем, тормозящих цифровизацию экономики.
Вопрос государственной важности
Стремительное развитие IT в глобальных масштабах требует адекватной и своевременной реакции со стороны правительства, поскольку опыт передовых стран мира показывает, что цифровые технологии дают существенный вклад в рост ВВП и экономики страны. Поэтому правительством страны была принята госпрограмма «Цифровой Казахстан» на 2017–2021.
Согласно госпрограмме, общие расходы составят 251 млрд тенге, при этом к 2021 доля пользователей сети интернет достигнет 81%, уровень цифровой грамотности населения – 81,5%, а численность занятого населения в отрасли ИКТ – 182 тыс. человек. Доля сектора ИКТ в ВВП к 2020 году составит 4,85%.
По мнению составителей рейтинга цифровой конкурентоспособности, чтобы улучшить состояние цифровой экономики, необходимо, во-первых, понимать, что именно госполитика определяет успешность цифровой экономики, и, во-вторых, выявить и усилить уникальные драйверы динамики цифрового развития в стране. «Это значит, что страны с развитой экономикой должны отдавать предпочтение инновациям, а страны с развивающейся экономикой – институтам», – отмечают авторы рейтинга.
Поэтому именно реализация задачи по развитию креативного общества позволит частично изменить ситуацию, в том числе в системе образования, которая пока не успевает адаптироваться к темпам изменений на рынке интернет-технологий. Кроме отдельно взятых вузов. В частности, Назарбаев Университета, на базе которого на протяжении пяти лет развивается интеллектуально-инновационный кластер.
— Прославленные факультеты IT также у Университета имени Сулеймана Демиреля, МУИТ и КБТУ. Они пытаются быть на передовой развития IT-технологий в части учебных методик, технической оснащенности и прочего. Хотя это весьма сложно и дорого, – говорит Ердос Мендыбаев, ангельский инвестор Method. Многим вузам это не под силу, и в них до сих пор устаревшие учебные программы, не соответствующие запросам современного IT-рынка, и в результате у выпускников имеется недостаток практических навыков.
Вместе с тем, несмотря на то что ежегодно по специальностям ИКТ выпускаются в среднем 30 тыс. человек, рынок все равно испытывает кадровый голод даже в начинающих программистах. Потому что из общего числа выпускников не более 20% остается в профессии.
Отсутствие кадров Динара Дюсупова, генеральный директор ТОО «Arta Almaty», связывает с недостаточной популяризацией IT-специальностей среди школьников, а также отсутствием должной системы их профориентации. На этапе определения своей будущей специальности они зачастую не имеют полного представления о профессии и перспективах своего развития в ней.
— Необходимо вводить в систему образования цифровые навыки, а именно программирование, как это делают в продвинутых странах. Если этот механизм будет запущен в самое ближайшее время, то через пять лет изменится портрет школьника и ситуация в образовании в целом, – подчеркивает Самат Исказиев, сооснователь и COO Method.
Курсы для профориентации
Позитивную роль в популяризации IT-специальностей среди школьников играют частные школы программирования для детей. Их число постоянно растет, и, по данным Самата Исказиева, только за последние полгода открылось четыре школы.
— Три года назад на рынке были только обучающие курсы для взрослых, поэтому нам приходилось адаптировать эти программы для детей, – поясняет Самат. – И рассказывать родителям, для чего и почему нужно программирование.
Сегодня, несмотря на растущий спрос, до сих пор есть сложности с набором учеников, поскольку программирование в более низком приоритете, чем математика, физика, иностранные языки и спортивные секции.
Школа программирования – это то, какой продукт она продает, уверены основатели «Method Алматы», и на своей площадке они смело экспериментируют. Первыми были запущены группы выходного дня, которые сразу были укомплектованы. Затем был организован летний IT camp, в рамках которого школьники в течение одного месяца проходили курс основы программирования и в итоге решали продолжить обучение в школе.
Другой проект был ориентирован на студентов – MethodPro – летняя двухмесячная программа IT-стажировок в лучших компаниях Казахстана. 100 человек со всего Казахстана прошли обучение с мастер-классами по программированию и бизнесу, а также практику с решением 20 реальных бизнес-кейсов от таких компаний, как «Казпочта», «Казатомпром», naimi.kz и др.
Проект получил хорошие отзывы от партнеров, спонсоров и, конечно, студентов, приобретших огромный опыт, рекомендации, а лучшие из них разделили между собой денежные призы (призовой фонд составил более 3 млн тенге) и возможность дальнейшего трудоустройства. Как практический итог MethodPro – четыре внедренных проекта: приложение «Цифровой рудник» для «Казатомпрома», аутсорсинг кол-центра «Казпочты», приложение для просмотра и регистрации правонарушений Комитета по правовой статистике и специальным учетам и Learning Management System (lms) – система для преподавателей школы Method.
Кодинг для девочек
Другая инициатива, популяризирующая программирование и привлекшая интерес со стороны школ и правительства, – Technovation Challenge.
— Это международный конкурс для девочек от 10 до 18 лет, цель которого – вдохновлять и обучать их решать реальные проблемы общества через разработку мобильных приложений, – рассказывает официальный представитель программы Technovation Challenge в Казахстане Диана Цой.
— Программа позволяет школьницам понять, на кого они хотели бы дальше учиться, ведь девочки крайне редко выбирают ИКТ в качестве профессии, – рассказывает Диана Цой и добавляет. – При поддержке менторов за 12 недель они не только разрабатывают приложение, но и проводят маркетинговые исследования, пишут бизнес-план и приобретают много новых навыков, реализуя свои сильные стороны.
В Казахстане проект инициирован в 2016 на волонтерских основах и с этого года проводится при генеральной поддержке частного благотворительного фонда Нурали Алиева Zhanartu. За два года работы проекта в Казахстане в финал международного IT-конкурса Technovation Challenge в Сан-Франциско проходили три команды школьниц.
В этом году из 102 команд, представлявших более 30 стран мира, в финал вышло шесть, две из которых представляли Казахстан. Гран-при и денежный приз в размере $15 тыс. получила команда школьниц из Алматы под названием /flash за разработку мобильного приложения QamCare (позволяет подросткам отправлять координаты GPS своим близким в случае чрезвычайной ситуации). Вторая отечественная команда, GoWaCo, вошла в топ-6 призеров конкурса с одноименной разработкой (помогает решать вопросы, связанные с переработкой мусора) и получила приз в размере $10 тыс. В планах команд до конца года запустить свои приложения.
К слову, проект команды финалистов 2016 с согласия девочек был реализован их ментором Динарой Дюсуповой в Атырау под названием Digital Citizen.
Образование онлайн
Интерес к IТ в области образования растет, и онлайн-обучение не является исключением. По данным J’son&Partners Consulting, цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012–2017) – по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг. При этом некоторые исследователи отмечают, что к 2019 50% всех студентов в мире будут получать образование в интернете.
Уже сегодня растет число университетов, представляющих свои программы в Сети. По этому пути идут MIT, Гарвард, Стэнфорд и др., в России – ВШЭ, МГУ, СПбГУ и др. В Казахстане дистанционную форму обучения предоставляют КазНУ им. аль-Фараби, «Нархоз», «Кайнар» и другие вузы. При этом не всегда онлайн-обучение сможет заменить вузовское образование.
— Онлайн-образование подходит тем, кто очень сильно заинтересован в предмете, в реальности – максимум 7% студентов доходят до финиша онлайн-программ, – подчеркивает Самат Исказиев.
Между тем, отмечается в докладе J’son&Partners Consulting, рост рынка онлайн-обучения поддерживается диджитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн-репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн-обучения. Ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка инвестиции в образовательные стартапы по всему миру за 2015–2016 в размере $5,5 млрд.
Кроме того, растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни, что особенно актуально для IT-сегмента. По мере того как новые технологии будут развиваться и проникать во все новые профессии, работникам придется постоянно оценивать и повышать свою квалификацию. При этом в ближайшем будущем более миллиона профессий ($14,6 трлн в зарплатах) могут быть автоматизированы с использованием современных технологий. А это значит, что век программистов еще не закончился.