Законопроект Минкомсвязи об инфраструктуре рунета расходится с действующим законодательством, содержит избыточные требования к операторам и вредит устойчивости и экономической эффективности рунета, следует из заключения рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве.
Как сообщал ранее “Ъ”, опубликованные 15 августа поправки к закону «О связи» описывают основные элементы «российского национального сегмента сети интернет». К ним относятся доменные зоны .ru и .рф, системы точек обмена трафиком (IX, Internet Exchange), инфраструктура автономных систем интернета, а также Государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования рунета (ГИС «Интернет»). Иностранцам при этом предлагается запретить владеть более 20% в юридических лицах, владеющих IX. Крупнейшей точкой обмена трафиком в России считается MSK-IX, входящая в группу SafeData «Ростелекома». На рынке есть и иностранные игроки — например, британская IXcellerate.
Под это ограничение могут попасть и крупнейшие российские сотовые операторы, которые не соответствуют требованиям по доле иностранного владения, считают эксперты. Законопроект также требует от операторов связи подключать свои сети к IX, перечисленным в реестре ГИС «Интернет».
Это приведет к ряду негативных последствий — удлинению маршрутов трафика, невозможности получить весь трафик в IX, высокой зависимости надежности и безопасности сети от функционирования маршрутизаторов владельца IX, говорится в отзыве. Фактическая национализация отечественного сегмента интернета приведет к блокаде со стороны других участников информационного обмена и негативно повлияет на реализацию программы развития цифровой экономики, считают авторы. Они приводят в пример Северную Корею и Кубу, где обособление привело «к экономической деградации по инновационным направлениям», и Китай, где, напротив, широкое участие в глобальных интернет-процессах помогло экономическому росту.
При этом эксперты считают, что IX сейчас в принципе не относятся к критической инфраструктуре, так как принимают на себя не более 15% трафика (остальные 85% проходят через прямые межоператорские соединения). Чтобы повысить роль IX, как того требуют поправки, необходимы существенный рост капитальных затрат владельцев IX и перестройка магистральных сетей связи операторов. В итоге снизится безопасность сети связи общего пользования и появится «узкое горлышко» при пропуске трафика в РФ, что создаст условия для успешных кибератак, констатируется в документе.
Все крупные российские операторы и интернет-компании в лице «большой четверки», «Транстелекома», «Ростелекома», «Акадо», «Яндекса», Mail.Ru Group, «ВКонтакте», ivi.ru связаны прямыми соединениями «каждый с каждым», причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, объясняет “Ъ” сотрудник крупной интернет-компании. «IX ухудшают устойчивость работы сети. Для крупных операторов это очень серьезная проблема»,— подтверждает он. В результате отказа от прямых подключений удар по отдельным точкам «легко положит либо часть российской интернет-экосистемы, либо всю ее целиком в любой момент по желанию», уверен он. «Создание единой точки критической уязвимости в виде реестра статических маршрутов и принуждение к использованию этого реестра в мирное время концептуально рискованно»,— согласен другой собеседник в интернет-индустрии.
«Законопроект противоречит принятому закону о безопасности критической информационной инфраструктуры. Кроме того, он ставит под вопрос кибербезопасность. Мы считаем чрезмерными обязанности, которые предусмотрены в законе в отношении операторов связи»,— заявили “Ъ” в «МегаФоне».
В Минкомсвязи от комментариев отказались.