Оглядев многочисленные приборы и датчики, премьер поинтересовался, какое количество параметров должен контролировать оператор АЭС.
По словам дежурных, они следят за 18 тысячами параметров.
(Посещение Д.Медведевым Нововоронежской атомной станции)
Взгляд на проблему сверху
Успех большинства корпораций и ее безопасность в конечном счете определяется полнотой и качеством доступной информации и принимаемых на ее основе решений. При этом объем информации в мире растет с угрожающей скоростью. Согласно оценкам разных исследований, в течение последних трех десятилетий каждые полтора-два года количество данных увеличивается приблизительно в десять раз. Как следствие, растут потребности в инструментах и методах обработки их объемов, в ресурсах для хранения. Но на фоне беспрецедентных темпов накопления информации, анализируется и полезно используется лишь малая ее доля.
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, сколько параметров/объектов одновременно вы можете контролировать, управляя автомобилем? А сколько — управляя подразделением или компанией? А сколько параметров одновременно способен контролировать опытный летчик-испытатель? Водитель со стажем при незагруженном трафике способен сконцентрировать внимание максимум на пяти-шести объектах. Летчик испытатель — максимум на 12–14 параметрах приборов. Понятно, что в приведенном примере большинство показателей АЭС контролируется автоматически, информируя оператора лишь о возникновении ошибок. Иначе, для контроля за каждым энергоблоком пришлось бы выводить более тысячи человек в смену.
Из области психофизиологических характеристик индивидуумов, перейдем к бизнес-задачам. Например, сколько параметров использует организация, подпадающая под действие ФЗ-44 и ФЗ-223 для того, чтобы однозначно оценить поставщика в рамках аккредитации или проведения конкурса? И какие показатели следует поставить на мониторинг, чтобы своевременно выявить изменения в состоянии контрагента. И о чем не скажет ваш контрагент, ни на стадии аккредитации, ни на стадии исполнения договора: ·
- О том, что у него нет ресурсов, и в итоге исполнение вашего проекта затянется на неопределенное время?
- О том, что у него возникли финансовые проблемы?
- О том, что он, как клиент, не сможет заплатить вам вовремя?
- О том, что требование аванса на закупку комплектующих лишь повод получить свободные денежные средства и т. д.
С помощью возможности параллельно с выполнением одного из проектов провести небольшое «независимое расследование» выяснилось, что из 11 тысяч компаний в зоне контроля: ·
- В процессе реорганизации находятся около 1,3%, и около 1% в процессе ликвидации.
- В состоянии банкротства находятся около 1,2% компаний.
- Более 18% компаний не предоставляют финансовую отчетность в Росстат, а примерно 8,5% имеют отрицательные чистые активы.
- 33% компаний выступают в качестве ответчиков по арбитражным делам, причем у 20 компаний количество таких дел превышает тысячу.
Похожая статистика есть и по незавершенным исполнительным производствам.
А у скольких компаний один и тот же «товарищ» числится первым руководителем более 5, 10, а то и 50 раз? А как часто меняется фактическое местонахождение компании или совладельцы, кто является конечным бенефициаром?
А ведь среди этих компаний могут быть и ваши поставщики, клиенты, партнеры.
Со временем все тайное становиться явным, и задача заключается лишь в том, чтобы дать аналитику инструментарий, позволяющий своевременно получить необходимую и достаточную информацию для оценки контрагента в ходе аккредитации и выбора, и в дальнейшем, проводя регулярный мониторинг изменений его состояния. Что для этого требуется: во-первых, базовый процесс с простой последовательностью действий, который отвечает на три вопроса:·
- какая информация необходима?
- как ее получить, обработать и сохранить?
- как ее представить в наиболее удобной форме для принятия решений?
Во-вторых, компоненты присущие любому информационному пространству:·
- источники данных;
- системы и методы обработки данных;
- пользователи информации — люди, принимающие решения.
И в-третьих, люди, которые заинтересованы в сохранении и развитии своего бизнеса, в выстраивании долгосрочных отношений с надежными контрагентами.
Необходимая информация и источники данных
В последние годы информация о контрагентах становится более доступной и открытой, есть поставщики информации — информационные агентства, аккумулирующие данные о контрагентах из различных интернет-ресурсов, что делает поиск сведений более простым и удобным. С другой стороны, мы имеем большой объем структурированных и неструктурированных данных, которые многократно дублируются в различных источниках и отличаются по форматам. При этом если ставится задача автоматизации и регулярного обновления данных о нескольких тысячах или десятках тысяч контрагентов, проведения их анализа и ранжирования, то оптимальным вариантом будет загрузка данных через шлюз API.
Среди представленных на рынке информационно-аналитических агентств, обращают на себя внимание сервисы СПАРК, «Спарк-мониторинг платежей» (Интерфакс), api.casebook.ru (Право.ру) и «Контур-фокус» (СКБ «Контур»), которые отличаются функциональными инструментами, количеством источником и удобством интерфейса, Альтернативными источниками данных для проверки меньшего объема контрагентов могут быть отчеты «Интегрум», Taxcom, «Скрин» и ряда других аналогичных веб-сервисов. В любом случае выбор источника определяется конкретными потребностями организации в данных для загрузки и обработки. И это не всегда тривиальная задача, учитывая разные информационные потребности подразделений в одной и той же организации.
В рамках задачи по определению требований к системе мониторинга контрагентов (по определенным причинам не могу назвать организацию) был задан вопрос: какую информацию, получаемую из определенных внешних источников, вы используете? Первый ответ — всю. Затем, из списка параметров для анализа контрагентов (из тех же источников), который содержал порядка 150 наименований, разделенных по пяти группам данных, тем же респондентам было предложено указать поля, которые они используют в своей работе, включают в отчеты, а также добавить дополнительные необходимые им параметры. В итоге по каждой из групп данных респондентами было отобрано от 75 до 90% показателей из первоначально предложенного перечня.
Итак, какие группы данных имеет смысл предусмотреть для формирования целостной картины состояния контрагента и последующего мониторинга изменения его состояния с использованием ИАС и загрузки данных через шлюз API:
Во-первых, поля реквизитов и ключи (например, ИНН и ОГРН), чтобы однозначно идентифицировать контрагента в различных информационных системах (пользователи ухитряются в разных системах написать наименование компании десятью разными способами) и затем отслеживать изменения в составе руководителей, собственников, бенефициаров, адресов (эта группа данных в отличие от трех ниже описанных не будет использоваться для ранжирования контрагентов, но обязательна для мониторинга изменений).
Вторая группа должна включать сведения, относящиеся к правовому статусу компании, в том числе типу и форме собственности, возрасту и ее размерам, (по выручке и численности). И если ваш предполагаемый контрагент — компания численностью до 15 человек показывает выручку за позапрошлый год до 120 млн руб., а в прошлом более 2 млрд, то это уже повод обратить на нее особое внимание.
Что всегда волнует и бизнес-аналитиков, и сотрудников служб безопасности, и руководителей, — это деловая репутация контрагента, включая его статус (действующее, ликвидированное, в состоянии ликвидации или реорганизации), наличие арбитражных дел (в том числе банкротных) и незавершенных исполнительных производств, наличие задолженности по налогам и т. д. Однако не стоит концентрироваться только на негативных факторах — ваш контрагент может входить в топ-рейтинги, получать госконтракты, и лишний балл в плюс к деловой репутации позволит оценить его более объективно.
Важной группой данных в составе сервисов ключевых агентств являются финансовые результаты деятельности. Но здесь есть два ограничения. Не все компании сдают финансовую отчетность в Росстат и на аккредитацию могут принести промежуточный баланс и отчет о прибылях и убытках, который будет несколько отличаться от того, что они предоставят в ФНС к апрелю следующего года. Второе — годовая отчетность из Росстата по многим компаниям будет доступна лишь к августу-сентябрю следующего за отчетным года. Пока это объективная реальность, и с ней приходится мириться, пока ФНС не позволит оперативно публиковать финансовую отчетность в открытых источниках для загрузки через API, а Минфин не обяжет все предприятия и ИП сдавать отчетность в Росстат.
Несколько слов об оценке контрагентов и модели ранжировании
Опуская банальные фразы об актуальности задач повышения экономической безопасности организации от влияния внешних угроз, важности разработки моделей и методов анализа контрагентов организации, попробуем посмотреть на простую, но понятную и уже работающую модель.
По сути, оценка и ранжирование контрагентов (в других терминах «рейтинг» или «скоринг») сводится к применению математического анализа и логически обоснованной балльной системы для обработки структурированных и сгруппированных данных, получаемых из внешних источников. По результатам набранных поставщиком баллов и выделения ключевых негативных факторов система предлагает соответствующие рекомендации. Используя возможности доступа к данным и ресурсы ИТ, мы можем построить модель, в которой максимальный балл, получаемый контрагентом, равен 100 (теоретически его получит только «идеальный» контрагент). Общий рейтинг каждого контрагента рассчитывается как сумма рейтингов для каждой из трех вышеупомянутых групп данных: ·
- по результатам оценки правового статуса компании (как сумма баллов по каждому из 5–6 показателей в данной группе). Эмпирически определенный максимальный вес данного сводного показателя в общем рейтинге контрагента может составлять 20–25%;
- по результатам анализа деловой репутации компании (как сумма баллов по каждому из 7–9 показателей в данной группе). Рекомендованный максимальный вес в общем рейтинге контрагента составляет 35%;
- по результатам финансового анализа контрагента (как сумма баллов по каждому из 8–10 показателей в данной группе). С учетом трепетного отношения большинства руководителей финансовых и закупочных подразделений, а также результатов проверки устойчивости модели к изменению распределения весов между группами, рекомендованный вес данного сводного показателя в общем рейтинге составляет 45–40%.
Еще одним элементом модели является конвенция о градации контрагентов по уровню рейтинга, основанная на полученных данных в ходе тестирования модели:
А. Топ 10% компаний по уровню рейтинга, у которых, как правило, отсутствуют негативные факторы.
Б. Компании с уровнем рейтинга выше среднего (~40% от общего количества). У таких компаний может быть небольшое число негативных факторов.
В. Компании с уровнем рейтинга ниже среднего (~40% от общего количества). Число негативных факторов больше, чем в группе Б: низкие финансовые результаты, наличие долгов по налогам, в процессе реорганизации, достаточно большие суммы по арбитражу и исполнительным производствам.
Г. Сомнительные компании, 10% в нижней части рейтинга. Как правило, большое число негативных факторов: низкие финансовые результаты, отрицательные чистые активы или отсутствие финансовой отчетности в Росстате, в списках должников по налогам, в процессе реорганизации/ликвидации, значительные суммы по арбитражу и исполнительным производствам.
Д. В отдельную группу выделяются ликвидированные предприятия.
Вместо заключения
В принципе наличие регулярно обновляемой информации и трехфакторной модели уже вполне достаточно, чтобы сделать оценку и онлайн-ранжирование контрагентов и организовать мониторинг изменения ключевых параметров состояния контрагента и использовать полученную информацию для принятия решений по аккредитации, выдаче займов или кредитов заключения договоров, формировании партнерства, и т. д. Но если у руководства организации есть желание, а у ИТ-руководства есть инструментарий и системы, содержащие информацию, необходимую для оценки взаимодействия контрагентов непосредственно с данной организацией, почему бы и нет. Все в ваших руках. И тогда то, о чем вам не сказал ваш контрагент, станет ясным и понятным.
Журнал IT-Manager № 09/2017 [ PDF ] [ Подписка на журнал ]
Об авторе
Алексей Часников
Физик по образованию. Работал в области радиационного материаловедения и научного приборостроения. После получения в 1994 году степени МВА работал на проектах USAID, в российских и международных консалтинговых компаниях, крупных российских холдингах. Профессиональные интересы: управление крупными ИТ-программами и проектами, построение эффективного взаимодействия Бизнеса и ИТ, разработка Бизнес — и ИТ-стратегий, построение центров экспертизы, офисов управления программами, внедрение Shared Service, модели бизнес-процессов.