Пока аналитики рынка труда отмечают, что количество людей, выбирающих дистанционную работу, ежегодно растет на 20-30% и виртуальный офис — это неотъемлемый элемент нашего будущего, сотрудники, которые в силу желания или жизненных обстоятельств решили работать из дома, сталкиваются с непониманием у большинства работодателей. Так что такое наем удаленных специалистов — дань моде, удел стартапов и ИТ-компаний или эффективный способ организации работы персонала? Какие у него есть плюсы и минусы, реальные и надуманные, разбирались эксперты Job Help.
Очевидно, что в первую очередь работать удаленно могут специалисты умственного труда, которым для производства результата нужны только компьютер, телефон и интернет: журналисты, переводчики, PR-менеджеры, маркетологи, аналитики, отнести операторы колл-центров, дизайнеры, программисты и т.д. Гораздо реже в компаниях переводят на дистанционную работу руководящий состав. Некоторые вообще считают, что управлять людьми без присутствия начальника на рабочем месте невозможно, хотя организации, полностью перешедшие на виртуальный офис, доказывают, что это не так.
Плюсы удаленных сотрудников:
- Экономия — она может составлять до 40% на каждого удаленного сотрудника по сравнению с офисным. Она может складываться из отказа от офиса или возможности содержать офис меньшей площади, отмены затрат на организацию рабочего места сотрудника, привлечения специалистов из регионов, согласных работать за существенно меньшую зарплату, нежели жители мегаполисов, возможности платить только за результат, не оплачивая периоды вынужденного периода бездействия сотрудника, например, между заказами или при неполной загрузке в течение дня. Если с сотрудником заключается срочный трудовой договор или договор подряда (или он вообще официально никак не оформляется), не нужно выплачивать ЕСН, отпускные и т.п.
- Возможность привлечь специалиста более высокого уровня, заинтересованного именно в удаленной работе: жителя региона, программиста, предпочитающего трудиться без отрыва от путешествий по миру, носителей языка, живущих в разных странах.
- Возможность организовать практически круглосуточный рабочий процесс за счет привлечения сотрудников, живущих в разных часовых поясах или просто работающих по разным графикам.
- Большая эффективность: работодатели, наладившие дистанционные взаимоотношения, отмечают, что работники стали на 15-20% результативнее, ведь при такой организации работы нет смысла имитировать бурную деятельность, а отсутствие результата будет сразу заметно.
- Не нужно искать замену сотруднице, уходящей в декретный отпуск, если она хочет продолжать работать из дома.
Спорные минусы удаленных сотрудников:
- Невозможность полноценного контроля, как следствие, велик риск срыва сроков, некачественного исполнения и т.д. Однако правда заключается в том, что руководство удаленными сотрудниками — хорошая проверка компетентности управленца. Умеет ли он планировать работу подчиненных хотя бы на 1-3 месяца вперед, грамотно поставить задачу, объяснить, какой нужен результат и когда, продумать промежуточные этапы контроля, определить четкие критерии оценки, вовремя дать обратную связь.
- Сотрудник, работающий из дома, менее собран, ответственен, организован и т.д. Однако если человек работает дистанционно не первый день и не первый год, то на него вполне можно положиться.
- Сложности с мотивацией удаленных сотрудников, низкая лояльность к работодателю. Опять же, многое зависит от руководителя — как он дает обратную связь, приглашает ли иногда на личные встречи (если это возможно), создает ощущение причастности к общему делу.
- Удаленный сотрудник может оказаться недоступен, когда ему нужно поручить срочную задачу. Эту проблему частично снимает установка на смартфон мобильной версии электронной почты и мессенджеров.
Объективные минусы удаленных сотрудников:
- Сложности в коммуникации. Как бы ни были хороши и разнообразны современные устройства, ничто не заменит личного общения. Когда вы рядом, иногда достаточно ткнуть пальцем в экран, чтобы что-то объяснить, а с удаленным сотрудником вам потребуется для этого переписка в 10 сообщений с несколькими скриншотами. Здесь действует правило «если что-то может быть понято не так, оно будет понято не так». Поэтому задание должно быть максимально проработанным и конкретным, сотруднику должно быть понятно не только что надо сделать, но и как результат будет использоваться. Периодически нужно сверяться, в верном ли направлении движется исполнитель, особенно если задача немаленькая. Нужно поощрять удаленного сотрудника обращаться за разъяснениями к руководителю, если возникают какие-либо вопросы.
- Удаленного сотрудника сложно или невозможно оперативно пригласить в офис в случае необходимости. Например, если клиент вашей фирмы хочет лично пообщаться с исполнителем проекта.
- Сложности с документооборотом. Частично эта проблема может быть снята введением системы электронного документооборота, пересылкой по электронной почте отсканированных договоров и т.п.
- Сложности с обучением новых удаленных сотрудников. Новичку в офисе гораздо проще объяснять, что к чему, да и коллеги, если что, подскажут. Поэтому квалификация и опыт дистанционного специалиста должны полностью соответствовать его обязанностям, а еще лучше — превосходить их.
- Риски утечки информации и проблем с корпоративной ИТ-безопасностью. Нужно взвешенно оценить, насколько высока вероятность этих рисков именно в вашем случае, можно ли их закрыть с помощью VPN, облачных технологий и договора о неразглашении информации с сотрудником.
- Сложности при подборе персонала. Чтобы выбрать удаленного сотрудника, на которого можно положиться, оценить уровень его самодисциплины и мотивирующие факторы, требуется особый навык, который приходит с опытом дистанционного сотрудничества.
Формат удаленной работы подходит не для каждого человека. Кто-то не может без коллектива и живого общения, другим не хватает начальственного окрика, третьи просто хотят иметь повод каждый день выходить из дома. Поэтому резкий перевод всего штатного персонала «на удаленку» может погубить компанию. Но если вы задумались о найме дистанционного специалиста, то практически все возникающие аргументы «почему нет» можно перевести в вопросы «как это реализовать», а в итоге получить эффективного сотрудника и неплохо сэкономить.